Последняя четверть XV в. в Московском Кремле отмечена грандиозными строительными работами, для руководства которыми были призваны итальянские мастера. Они начались с возведения Успенского собора (1475-1479 гг.), устройства новых крепостных стен и башен (1485-1495 гг.), сооружения нового великокняжеского дворца. Одновременно строятся церковь Ризоположения (1484-1489 гг.) и новый Благовещенский собор (1484-1486 гг.), рядом с которым в 1485 г. Марко Фрязиным была возведена Казенная палата "на погребу". В 1480 г. сооружается Богоявленская церковь Троицкого подворья, в 1483 г. Алексеевская церковь и трапезная палата в Чудовом монастыре.
Постройка великокняжеского дворца начинается в 1487 г., ею руководили итальянские архитекторы Марко Фрязин [1] и Пьетро Антонио Солари [2]. Возведение дворца, как считали И. Е. Забелин и Н. А. Скворцов, началось со строительства Малой Набережной палаты и Большой (Грановитой) палаты, которая была закончена в 1491 г. [3] По мнению С. П. Бартенева, с 1487 по 1491 гг. построили только одну палату — Грановитую.
В 1492 г. Иван III "старый свой двор велел разобрати и нача ставити каменный двор [4]. Однако пожар 1493 года, о котором в летописи сказано: "как стала Москва таков пожар не бывал" [5], прервал дворцовое строительство до 1499 г., когда великий князь вновь заложил "двор свой камен, палаты каменныя и кирпичныя, а под ними погребы и ледники на старом дворе у Благовещения, да и стену каменную от двора до Боровицкые стрельницы" [6]. Работы продолжил Алоизио да Каркано [7]. В 1508 г. сын Ивана III, Василий III, переехал в отстроенный дворец [8], отделка которого продолжалась до 1514 г.
Новый великокняжеский дворец представлял собой комплекс из каменных и деревянных построек, которые, возможно, уже тогда оформляли внутренний четырехугольный двор. По южной стороне двора, на бровке холма, стояли на белокаменных подклетах Набережные палаты с приемными залами Соборной, или Панихидной [9] и Посольской [10] палат. За ними шли терема, сенник, деревянная повалуша и приемные палаты великой княгини Софьи Фоминишиы, все строения длиной в 50 сажен. Западный торец на 5 сажен не доходил до алтарей церкви Рождества Иоанна Предтечи, которая находилась рядом со стеной, ограждавшей хозяйственный двор князя и доходившей до Боровицких ворот [11]. Вдоль восточного фронта застройки дворца, обращенной главным фасадом к Соборной площади, за Набережными палатами, на белокаменных подклетах стояла Средняя палата с сенями (позднее получившая название Средней Золотой). За ней к северу была устроена широкая открытая площадка на двухъярусных арочных субструкциях, объединявшая восточное крыло дворца с северным и называвшаяся Боярской [12]. С востока к ней примыкала Грановитая палата; со Средней и Набережными палатами её объединяла галерея-гульбище, называвшееся Передними переходами, или Красным крыльцом. К нему с востока вели три лестницы: Красная, Золотая и Благовещенская. Между двумя первыми были устроены Красные ворота — проезд на внутренний двор государева дворца.
Вдоль северного фронта застройки дворцового комплекса протянулся ряд из девяти каменных палат на белокаменных подклетах [13]. С востока он начинался парадной Наугольной палатой с сенями [14], а на западе завершатся Задней приемной палатой [15]. Вопрос о датировке этих палат неоднократно обсуждался исследователями, начиная с середины XIX в. Большинство из них — Ф. Ф. Рихтер, С. П. Бартенев, Н. Л. Скворцов, а в 1850-х гг. и И. Е. Забелин — считало, что каменными из них были только Наугольная и Задняя, постройки же между ними были деревянными, и каменные на их месте появились лишь в конце XVI в. Этого же мнения придерживаются и авторы очерка о Московском Кремле в книге "Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади" (М., 1982). Однако в последующих своих работах И. Е. Забелин писал: "В то время существовали только два нижние этажа этого здания, построенные Алевизом на белокаменных подклетах и погребах, в одно время с другими палатами [16], далее: "В XVI — XVII столетиях, до постройки Теремных покоев, над этим алевизовским (вторым) этажом дворца помещались деревянные хоромы государевы у Постельного крыльца и царицыны, ближе к церкви Рождества Богородицы, составлявшие третий ярус здания [17]. В Истории города Москвы он также отмечает: "7 мая 1508 г., во второе воскресенье по Пасхе, новый государь Василий Иванович перешёл на житьё в эти кирпичные палаты, которые сохранились и до настоящего времени, составляя три нижних этажа ныне существующего так называемого Теремного дворца" [18].
За Задней палатой стояла церковь Рождества Богородицы "на сенях", построенная в 1393-1395 гг. Её перестраивали в 1432, 1454 и 1480 гг. (тогда у нее упал верх [19]). Во время перестройки церкви фрязином Алевизом Новым в 1514 г. над сохранившимся до уровня хор белокаменным подклетом сложили кирпичные своды и надстроили второй ярус храма, в который и перенесли престол Рождества Богородицы [20], а в нижнем ярусе устроили церковь Воскрешения Лазаря. С юга перед палатами во втором ярусе находился открытый переход от церкви Рождества Богородицы к Наугольной палате, называвшийся Постельным крыльцом. К нему от собора Спаса на Бору вела Постельная лестница. К Постельному крыльцу выходили и переходы за Средней палатой, поэтому западная часть Боярской площадки называлась Постельным крыльцом.
Перед алтарями собора, за Средней палатой, стояла увенчанная шатром Столовая изба.
Вдоль западной стороны Переднего двора шел каменный корпус Большого приказа и каменная стена с воротами. Подвалы, подклеты и палаты дворца XV-XVI вв., располагавшиеся под его северным крылом, в 1997-1999 гг. были исследованы под руководством Б.Л. Альтшуллера и С.С. Подъяпольского. Эти помещения сохранились под Теремным дворцом, а их остатки, возможно, вошли в нижние части восточного крыла дворца К.А. Тона, на что указывает план цокольного этажа дворца.
Подклеты и подвалы Теремного дворца имели сходную планировку и представляли собой ряд поставленных друг за другом, почти квадратных в плане помещений, перекрытых сводами. По сведениям И.Е. Забелина под Теремным дворцом были устроены десять погребов Сытного двора [21]. Многочисленные погреба, числившиеся за этим же двором, находились под Средней и Набережными палатами [22].
Вдоль наружных стен погребов проходили узкие коридоры, над внешней стеной которых поднимались арки основания верхних переходов. Судя по дошедшим до нас графическим материалам XVII-XVIII вв., внешняя галерея завершалась сначала гладким парапетом, а позднее балясинами. Ее арки имели цоколи, импосты и профилированные обрамления. Возможно, галереи на этих изображениях даны в редакции конца XVI в. — после значительных ремонтов дворцового комплекса в связи с пожарами 1547 и 1571 гг. Декоративное убранство фасадов парадных палат, выполненное в формах Раннего Возрождения, дошло до нас в неоднократно переделанном наружном декоре Грановитой палаты, во фрагменте великолепного резного белокаменного антаблемента Наугольной палаты [23], резном обрамлении ее восточных окон и обнаруженных, при исследовании северного крыла дворца в 1997-1999 гг., белокаменных импостах пят сводов подклетных палат, терракотовых деталях обрамления окон и дверей. Некоторое представление о фасадном убранстве Набережных палат дают и обмерные чертежи середины XVIII в. (где зафиксированы небольшие арочные окна с резными обрамлениями, широкий венчающий карниз и тонкий ряд поребрика в основании окон), а также чертежи Ф.Ф. Рихтера, выполненные при реставрации Теремного дворца в 1840-е гг. [24]
Грановитая палата сохранила первоначальную структуру интерьера с характерными для Раннего Возрождения формами палатных сводов и распалубок. Сени Золотой Царицыной палаты в XVII в. были разделены стеной на два помещения. Выразительным и, видимо, схожим с интерьером Грановитой палаты было пространство Соборной палаты, в центре которой стоял круглый столб. От первоначальной отделки интерьеров парадных палат уцелели лишь великолепные резные золоченые белокаменные порталы Грановитой палаты [25] и Золотой Царицыной палаты. В 1968—1969 гг. было восстановлено по остаткам резное белокаменное обрамление столба Грановитой палаты [26].
Из технических приемов, использованных итальянскими зодчими, следует отметить применение в кладке подклетных сводов, облегчавших их вес хорошо обожжённых горшков. Горшки заполняли пространство от пят до шелыг. Такие же горшки были обнаружены под полом Наугольной палаты и при разборке Боярской площадки в 1838 г., что зафиксировано рисунком [27].
Примечания
1. Лазарев В.Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI—XV вв.) // Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство М., 1978. С. 286. Подъяпольсий С. С. Итальянские строительные мастера в конце XV - начале XVI века по данным письменных источников (Опыт составления словаря) // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М.,1991. С.224. (В статье приведены следующие источники: ПСРЛ. T. IV. Ч.1. В., С.527; т. VIII. С.217; т. ХII. С.219; T.XVIII. С.272; T.XXII. С.505; T.XXVI. С.278; т. XXVII. С.288, 359; Иоасафовская летопись ("Иоасаф"). М., 1957 г. С. 126; Краткий летописец Погодинского собрания // Археографический ежегодник за 1962 г. С 442) .
2. Подъяпольский С.С. Указ. соч. С.228-229. (В статье приведены следующие источники: ПСРЛ т. IV, ч.1, в.2 С.528; т. VIII С.222; т. XX С.231; т. ХХ. С.231; т. XXII. С.507; T.XXIV. С.208; T.XXV. С.332; T.XXVII. С.291,361; т. ХХVIII. С.156, 321; Иоасаф. С.182).
3. Забелин И.Е. Домашний быт... С.74.; Скворцов Н.А. Археология и топография Москвы. М., 1913. С. 430.
4. ПСРЛ. T . XVIII. С.276.
5. ПСРЛ. T . VIII. С.226.
6. ПСРЛ. T. VIII. C. 237; Т. Н. С. 368-369.
7. Подъяпольский С.С. Указ. соч. С. 218-233. (В статье приводятся следующие источники: ПСРЛ T.VI. С.43; т. VIII. С.237; т. XII. С. 249; т. XX. С. 368-369; т. XXVIII. С.332; Иоасаф. С. 138).
8. Забелин И.Е. Домашний быт... С.75; Скворцов Н.А. Указ. соч. С . 431.
9. С конца XVII в., после разборки Столовой избы, палата именуется Столовой.
10. С XVII в. за палатой закрепляется название Ответной.
11. Забелин И.Е. История города Москвы... С. 609-610.
12. Боярская площадка включала в себя Постельное крыльцо (западная часть площадки) и Красное крыльцо (восточная).
13. Забелин И.Е. Домашний быт... с. 97.
14. Сени первоначально назывались Проходной палатой, в XVII в. — Жилецкой.
15. Существовало и другое название палаты - Западная.
16. Забелин И.Е. Домашний быт... С.76.
17. Там же. С . 97-98.
18. Забелин И.Е. История города Москвы... С.150.
19. Скворцов Н. А. Указ. соч. С.469-470.
20. Забелин. И. Е. Домашний быт... С.75; Памятники архитектуры Москвы... С.329.
21. Забелин И. Е. Домашний быт... С. 107.
22. Там же.
23. После ремонта в 1580-е гг. палата стала называться Золотой Царицыной.
24. Рихтер Ф.Ф. Памятники древнего русского зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах, разрезах, с замечательными деталями украшений каменной высечки и живописи. М., 1850, тетр. III, табл. XXIII-XXIV, ХХХ-ХХХII.
25. Порталы до настоящего времени дошли в гипсовых повторах XVIII века.
26. В 1960-х гг. для восстановления обрамления столба помимо остатков срубленной резьбы была использована панель XVIII века с гипсовым воспроизведением декора, обнаруженная Н.Н. Померанцевым в коллекции Румянцевского музея.
27. РГИА. Ф.472. Оп.З. Д.1. Л.386.