В 1696 г. во время пожара в государевых хоромах "выгорело все без остатка" [1]. Новый пожар 1701 г. опустошил весь Кремль, в том числе "выгорел Царев двор весь без остатку: деревянные хоромы и в каменных все нутры, и в подклетах и в ледниках <...> и Мастерские Государевы <...>, святые церкви, кои были построены вверху и внизу в государеве доме, кресты и кровли и внутри иконостасы <...> и Набережные государевы полаты и верхние и нижние, кои построены в Верхнем саду выгорели" [2].
После пожаров дворец стоял в запустении, царь Петр переехал в Преображенское, а во дворце разместились 59 вновь учреждённых коллегий. Однако некоторые ремонтные работы все же были выполнены — в 1700 г. освящали Екатерининскую церковь, чинили свод Мастерской палаты [3], в 1708 г. возобновили живопись в Верхоспасском соборе [4]. В 1709 г. в Грановитой палате праздновали победу над шведами под Полтавой, что вряд ли обошлось без ремонта. В 1713 г. архитектору Григорию Устинову было поручено сделать опись ветхостей дворца [5]. В ней подробно описаны его обширные подклеты и погреба. И.Е. Забелин предполагал, что верхние палаты в это время находились в хорошем состоянии, что косвенно подтверждает гравюра П. Пикара — следы разрушений на ней отсутствуют [6].
По указу Петра I Сенат принял решение "ветхое строение починить, а чего починить невозможно, сделать вновь". Однако работы, видимо, не были начаты — в описи дворца 1720 г., составленной плац-майором Родионом Масловым, во многом повторены ветхости семилетней давности. В отличие от описи 1713 г. она включает все помещения дворца. Возможно, её сделали в связи с подготовкой празднования в Кремле в 1721 г. Ништадтского мира [7]. Известна также опись "святым церквям, жилым и пустым покоям" 1722 г., которую исполнили "строения Цекхауса архитектор Христофор Кондрат, да порутчик Иван Аничков" [8]. И.Е. Забелин считал, что в основе этих документов лежит какая-то более старая опись Кремлёвского дворца.
Судя по описям 1720-х гг., Грановитая, Столовая, Ответная и Золотая палаты, Сретенский собор в это время были крыты тёсом, другие сооружения дворца — дранью, некоторые кровель не имели вовсе. Лишь над Теремным дворцом и Верхоспасским собором кровли были из железа и меди. На площадке к Рождественскому собору, "где были богомольцовы хоромы, полу нет и поросло травою". Из других сведений описи интересно отметить, что в Столовой палате стоял "балдахин и кресла Императорского Величества и стол наряженный золотом"; в Ответной палате пол был "гончарный, набран узорами". Теремной дворец пустовал. Были пусты и многие помещения царицынской половины, в том числе и церковь Петра и Павла, но храм Спаса Нового с Успенской церковью под ним были в хорошем состоянии.
В особенно тяжёлом положении находился Набережный сад с прудом, деревянными беседкой и цветниками, которые "все сгнили и обвалились".
В 1722 г. архитектор X. Конрад был "определен и для починки Кремлёвского дворца" [9] . На следующий год ему было велено к коронации Екатерины I Грановитую, Столовую и Мастерские палаты, а также Постельные хоромы [10] "вычинить и исправить так, чтоб во оном могла великая публика чинно исправиться". В ходе ремонта в 1724 г. Грановитая, Столовая и Ответная палаты с сенями и Красное крыльцо и сени Золотой палаты "покрыты вновь по лубьем гонтом по старым стропилам". В Грановитой палате "в сводах стрелки и посреди столб снизу до верху, а также и около дверей и в дверях каменная резьба вызолочена, а в окнах круг клеем росписаны фрукты, а в клеймах — короны по золоту; штукатурные кзымзы и клейма и карнизы, х которым прибиван бархат, вызолочены красным золотом; также и панелях, которые зделаны во оную Грановитую палату, дорожники вызолочены, и росписаны золотом двери, связи; <...>, а при той палате в сенях стенное письмо возобновлено". В Грановитой палате пол сначала вымостили лещадью, потом "оной каменной лещадной мост выбирали и верхние своды, которые были под оным мостом, выламывали до настоящих сводов", а затем сделали деревянный пол [11] . "Обновлял" Грановитую палату архитектор И. Зарудный [12]. В Мастерских палатах в это время "в окнах расписали фрукты но золоту, дорожники около дверей и на стенах подушки и карнизы, х которым прибиты камки, вызолотили" [13].
Под Столовую палату "под своды и под площеди, которыя перед Благовещенским собором, под фундамент и от Грановитой палаты к Благовещенскому, от Столовой к Мастерской палате, где сделаны поварни, своды" [14], подставили подпоры.
С 1731 г. починкой дворца руководил архитектор Иван Мордвинов [15]. Большие работы были выполнены в 1735 г. [16] Он же производил ремонт дворца и после пожара 1737 г. [17], когда произвели настилку лещадью переходов около "верхних Теремов", устроили кровли над Грановитой, Столовой, Ответной палатами и в Набережном саду [18]. В это время на месте палат для богомольцев, стоявших на площадке между третьим этажом Теремного дворца и церковью Рождества Богородицы, возобновили одноэтажную каменную пристройку [19]. Во всяком случае, стилистический анализ декора её фасадов со скромными наличниками в формах петровского барокко, видными на изображениях дворца второй половины XVIII в., не противоречит этому предположению [20]. Восстановили иконостасы Верхоспасского собора и церкви Воскресения Словущего.
1. Забелин И.Е. Домашний быт... С.91; Скворцов Н.А. Указ. соч. С.439.
2. Там же.
3. РГАДА-Ф 396 . Оп.1 ч.22. Д.34329.
4. Скворцов Н.А. Указ. соч. С.461.
5. Забелин И.Е. Материалы истории, археологии и статистики Москвы. М., 1884. С.1271.
6.Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади. М., 1982. С.106-107.
7. Забелин И.Е. История города Москвы... С.172.
8. Забелин И.Е. Материалы... С.1283.
9. РГАДА. Ф.248. Оп.7. Кн. 557. Д. 27. Л. 1220.
10. Забелин И.Е. Материалы... С. 1346.
11. Там же. С. 1348.
12. РГАДА. Кабинет Петра Великого, 2-ое отделение. Кн.71. Л.1016.
13. Забелин И.Е. Материалы... С. 1349.
14. Там же.
15. РГАДА. Ф.248. Оп.7. Кн. 557. Д. 27. Л.1220.
16. РГАДА. Ф.1239. Оп.З. 4.90. Д.42520.
17. РГАДА. Ф.279. Оп.6. Д. 23119; ф. 1239. Оп.З. 4.90. Д.31814.
18. РГАДА. Ф.279. Оп.1. 4 . 6 . Д. 23119; ф.1269. Оп.З. 4.68. Д.31795.
19. Рихтер Ф.Ф. Памятники древнего русского зодчества... М., 1850, тетр. III, комментарий И.Е. Забелина. С.22.
20. Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади. М., 1982. С.279. Рис. 23; с.283. Рис.27; Акварель Ф. Дюрфельдта. Старый царский дворец в Московском Кремле. 1790-е гг. ГИМ // Старая Москва глазами современников. Москва перед Отечественной войной 1812 г. М., 1996. С 11.