В 1752-1754 гг. Столовая, Ответная и Средняя Золотая палаты из-за ветхости были разобраны [1], а на их месте, на древних подклетах дворца Ивана III, архитектор Д. В. Ухтомский по проекту В.В. Растрелли построил Царский дворец, получивший название Зимнего [2]. Одноэтажное, Г-образное в плане, здание, завершённое кровлей с переломом, по краю которой стояли декоративные вазы, представляло собой характерный образец архитектуры барокко, стилистически не связанный с другими постройками дворцового комплекса. Его южный фасад, обращенный к Москве-реке, имел 15 осей и членился спаренными колонками на пять частей; средняя часть была отмечена барочным фронтоном, в центре которого две женские фигуры держали пышный картуш с короной и гербом. Перед фасадом на каменной террасе разбили сад с клумбами и фонтаном, продолжавший традицию Нижнего Набережного сада. Восточный фасад Зимнего дворца выходил на Соборную площадь. Его центр был отмечен ризалитом. В уровне подклетного этажа проходила аркада с фрагментами руста. Большие окна дворца оформлялись нарядными барочными наличниками [3]. Планировка нового дворца в общих чертах наследовала традицию дворцового комплекса — об этом свидетельствует расположение Тронного зала на месте Столовой палаты, а также сеней у Благовещенского собора и кабинета. Вид нового дворца хорошо известен по акварелям Д. Кваренги и Ф. Кампорези.
В 1762 г. Екатерина II, которой при посещении Москвы очень понравился Кремль, приказала построить для себя "против Сретенской церкви" (на бровке холма) особый покой с Дамской и Кавалерской галереями; но в 1769 г. его уже разобрали. В 1769 г. была составлена опись дворцовых зданий в Московском Кремле. Из сведений этого документа можно отметить, что Грановитая палата в это время обита малиновым бархатом, под Теремом в "I апартаменте против церкви Всемилостивого Спаса находились пять Департаментов Ревизион Коллегии" [4].
В описи приведено описание состояния древнего храма Рождества Богородицы 1393 г. — "полата ветхая, во оной 2 столба каменных высоких круглых да четвероугольных 2-ж; свод каменной, пол деревянной самой ветхой и гнилой" [5].
В 1771 г. в связи с подготовкой строительства Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова были снесены корпус приказов вдоль бровки кремлевского холма, галерея Оружейной палаты 1764 года, стоявшая у Благовещенского собора, частично — здание Запасного дворца со Старым Денежным двором. В 1775 г. строительство дворца по проекту В. Баженова было прекращено.
В 1797 г. в связи с коронацией Павла I под руководством архитектора Казакова со стороны собора Спаса на Бору была разобрана "галерея открытая дистанцею на осьмнадцать сажень" и сделана заново, а по своду настлали лещадь. Тогда же исправили лепную и живописную работу в Теремах и лестницы но наружности [6]. Переделали Золотую лестницу, поставив на Верхоспасской площадке два портика с фронтонами, устроив в нижней части полукруглую площадку с двумя всходами. Её изображения широко известны по акварелям Д. Кваренги и картине Ф.А. Алексеева [7]. Возобновили Золотую Царицыну палату [8].
Тогда же архитектору М.Ф. Казакову поручили разработать проект реконструкции Кремля, и в том числе царского дворца, так как Зимний дворец Растрелли, стоявший многие годы необитаемым, оказался мал, старомоден и непригоден для жилья. В своих пояснениях Казаков подчеркивал, что современные постройки должны быть на расстоянии от древних зданий, которые необходимо бережно охранять; к таковым, прежде всего, относилась "площадь перед Красным крыльцом". Дворец Растрелли Казаков предлагал закрыть пристройкой нового зала с "фасадой готической" для того, чтобы "как бы возобновлено было имеющееся на том месте весьма в древности именитое здание, как-то Золотая, Столовая и прочие палаты" [9]. Несмотря на это, проект нового дворца был выполнен в формах раннего классицизма, без всяких стилистических намёков на древние постройки. Он предполагал строительство крупного центрального объёма дворца и связанных с ним двух симметричных флигелей, левым из которых должен был стать дворец Растрелли [10]. Этот проект не был осуществлен.
Уже после коронации Павла I южный фасад дворца Растрелли был переделан в классических формах по проекту архитектора П.А. Львова — автора одного из проектов нового Кремлёвского дворца, по общей композиции напоминавшего проект Казакова. Однако при переделке дворца ограничились возведением второго этажа, мезонина с красивым полукруглым окном и восьмиколонного портика [11]. В результате царский дворец приобрел камерный, интимный характер, более подходящий для небольшой сельской резиденции.
В 1801 г. за ветхостью разобрали Сретенский собор, построенный Иваном Грозным, Колымажные ворота с Гербовой башней, здание Приказа Большого дворца [12]. Через два года снесли часть Хлебенного и Кормового дворов. В 1809 г. на месте разобранных палат царицыной половины с церквами Петра и Павла, Успения и Спаса Новой построили Кавалерские, Гренадёрский, Офицерский и Кухонный корпуса, новое здание Оружейной палаты у Троицких ворот [13].
1. РГАДА. Ф.279. Оп.1. 4 . 4 . Кн.360. Д.2884. Оп.34-18. Д.16391.
2. Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади. М., 1982. С.279, 286,289; Забелин И.Е. История города Москвы... С.173-174.
3. Там же, рис. на стр. 78, 149, 173, 174; Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец. М., 1911. Рис.6; Забелин И.Е. Альбом старинных видов Московского Кремля. Рис. на табл. V, VI, VII
4. Забелин И.Е. Материалы... С.1350.
5. Там же. C.I369.
6. РГАДА. Ф.1239. Оп.З. Д . 46818 Журнал экспедиции Кремлёвского строения 1797 г.
7. Акварель Ф.А. Алексеева. Боярская площадка. Нач. XIX в. ГИКМЗ.
8. Скворцов Н.А. Указ. соч. С.455.
9. Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Указ. соч. С. 199, 203.
10. Там же. Рис. на стр. 200.
11. Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова A.M. Архитектор Н.А. Львов. М.,1961. С.152-156.
12. РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ч. 60. Д.29413; Скворцов Н.А. Указ. соч. С.449.
13. После 1849 г. в корпусе были устроены казармы.