Н. Д. Троскина
В Смутное время царские дворцы подверглись разграблению, в очередной раз погибла отделка парадных помещений. В 1605 г. южное и восточное крылья Запасного дворца были частично надстроены деревянным этажом с покоями Дмитрия Самозванца, отделанными "на польский манер". Из их окон была "видна вся Москва" [1]. По некоторым сведениям царь Василий Шуйский на том же корпусе Запасного дворца выстроил свои "брусяные" хоромы [2].
При вступлении на престол Михаила Фёдоровича все кремлевские палаты и хоромы стояли "без кровель, полов, лавок, без окончин и дверей так, что новому царю негде было поселиться" [3].
В 1613 г. государь повелел изготовить к своему приезду Золотую Царицыну и Мастерскую палаты. Средняя Золотая и Грановитая палаты, а также старые хоромы Ивана Васильевича, "что слыл чердак его первой супруги Настасьи Романовны", были восстановлены для него Боярской думой несколько ранее [4]. Были построены новые государевы палаты, сделаны медные кровли над Золотой Царицыной. Проходной палатой [5] и на Постельном крыльце [6]. После пожара 1619 г. плотничий староста Первой Исаев выстроил для государя на месте сгоревших деревянных построек новые хоромы: Постельную избу и Постельную комнату [7], к ним в 1624 г. царь "прибавил две мыленки, избушку и сенничек" [8]. В 1625 г. была возобновлена церковь Рождества Богородицы, которую завершили пятью главами. За дворцом на Заднем дворе построили каменные ледники и пивоварню, около Куретных ворот — деревянные светлицы на подклетах [9], а над ними — светлицу для швей. После пожара 1626 г., опустошившего дворец, заново были построены Постельные хоромы, Передняя, а через год брусяная Столовая изба [10]. Палатный мастер англичанин Джон Талер в том же году возобновил Сретенский собор с Никольским приделом и гульбищем с балясинами. Он же построил новую каменную церковь Екатерины "на сенях царицы" вместо сгоревшей деревянной [11].
В 1631 г. на Кормовом дворе выстроили каменную поварню, куда в 1633 г. провели воду из Свибловой башни [12].
В 1635 г. каменных дел подмастерья Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков начали строительство Теремного дворца [13]. Два жилых его этажа поставили на месте деревянных жилых хором на выровненных сводах Мастерских палат, отступя от наружного края стен для устройства открытого гульбища. Возможно, новый объем включил и какие-то каменные строения начала XVII в. Над этими двумя этажами, также отступя от края стен, поставили златоверхий Теремок со смотрильной башенкой, предназначавшийся для игр царевичей Алексея и Ивана.
Нижний этаж нового дворца занимали служебные помещения и временные покои царицы и детей. Средний этаж дворца, в который попадали с Постельного крыльца через Переднее Золотое крыльцо с шатровыми рундуками у восточного торца, был отведён под жилые покои царя. Каждый из этих двух этажей состоял из почти одинаковых помещений, расположенных в ряд друг за другом. Фасады Теремного дворца украшали пилястры, наличники окон с тонкой белокаменной резьбой, парапеты гульбищ с изразцами в ширинках. Стилистически Теремной дворец, обладающий ярким индивидуальным обликом, стоит особняком в русской архитектуре первой половины XVII в.
Одновременно с Теремным дворцом начинают строительство нового домового храма царя — Спасского собора с северным приделом Иоанна Белогородского. Храм был поставлен на сводах Золотой Царицыной палаты. Он представлял собой одноглавый четверик, таким же был и его низкий северный придел. Над сенями Царицыной палаты устроили трапезную собора, дверь которой выходила на площадку в уровне плоской кровли Мастерских палат, получившую название Верхоспасской [14].
В эти же годы, как считал И.Е. Забелин, на западной границе царского двора, рядом с Приказом Большого дворца, поставили каменную башню Колымажных ворот, которую позднее стали именовать Гербовой [15].
В 1654 г. Екатерининский храм надстраивают пятиглавой церковью Евдокии, пристраивают притвор с папертью и лестницей, а с северной стороны нижней церкви ставят на её гульбище арочную галерею [16].
В 1662 г. царь Алексей Михайлович «по вымыслу инженера и полковника Декенпина» построил новую деревянную Столовую избу, на подволоке которой написано было: "звездотечное небесное движение, двенадцать месяцев и беги небесные". Секретарь посольства римского императора Леопольд Лизек так описывал её внутреннюю роспись: "а на потолке изображены небесные светила ночи, блуждающие кометы и неподвижные звёзды, с астрономическою точностью. Каждое тело имело сферу, с надлежащим уклонением от эклиптики, расстояние двенадцати знаков небесных так точно размерено, что даже пути планет были означены золотыми тропиками и такими же колюрами равноденствия и повороты солнца к весне и осени, зиме и лету" [17].
В 1663 г. Никита Шарутин отремонтировал Спасский собор и перестроил его трапезную. В 1676-1677 гг. под руководством Осипа Старцева фасады храма обтесали, покрыли левкасом и расписали "аспидом" (под мрамор) [18], а Верхоспасскую площадку оградили с севера деревянной преградой, расписанной по холсту цветными масляными красками.
Постройки государева двора этого времени достаточно подробно представлены на миниатюрах 1672-1673 гг. "Книги об избрании на царство". На них показаны Набережные, Золотая и Грановитая палаты, Запасной дворец с завершавшим его шатром, Сретенский собор, завершения Столовой палаты, Гербовой башни, церкви Рождества Богородицы, верхний этаж Большого Приказа, Теремной дворец с домовыми церквями Спаса за Золотой решеткой, Екатерины, постройки Заднего двора с шатровыми кровлями и башенками. Видны переходы Красного крыльца с балясинами и двумя лестницами — Золотой и Красной с рундуками [19].
Царь Фёдор Алексеевич за годы своего недолгого правления значительно обновил Каменный передний двор. В 1679-1681 гг. над четвериком придела Иоанна Белогородского возвели маленький храм Воздвижения Креста (Распятский) [20], выровняв его высоту как со Спасским собором, так и со стоящей рядом церковью Евдокии, подучившей в это время посвящение во имя Воскресения Словущего. Между приделом и церковью была устроена Голгофа с пещерой, расписанной "черепашным аспидом" и украшенной колоннами. Там стояло кипарисное Распятие и плащаница, над которой "на проволоках висели 60 херувимов с 240 крылами, расписанных по подобию". В 1682 г. Осип Старцев "на церкви Воздвижения стены разбирал и на Спасской церкви шеи переделывал". Видимо, уже в ходе работ было решено объединить "верхи" Воздвиженской церкви, Словущенского храма и Спасского собора в один объем, в связи с чем появилось существующее ныне одиннадцатиглавие их завершения. Изразцовый декор нового четверика, воспроизводивший белокаменный резной антаблемент XVI в. Наугольной палаты, выполнил известный резчик — мастер Ипполит [21].
Для укрепления сильно нагруженных сводов Золотой Царицыной палаты в 1683 г. в интерьере устроили два каменных "перететивья" [22]. С восточной стороны палаты возвели на широких пилонах арку, закрывшую частично фасад, а над ней устроили галерею для кругового обхода теремных церквей, скрывшую их апсиды [23].
В те же годы Осип Старцев растесал окна Грановитой палаты, украсил их резными белокаменными наличниками, понизил кровлю палаты, которую ярко расписали и позолотили [24]. В 1681 г. возобновили две Набережные палаты — Ответную и Панихидную; в последнюю после разборки деревянной Столовой избы и перевели Столовую палату [25].
В 1681-1684 гг. было переделано завершение церкви Рождества Богородицы. Царь Федор Алексеевич приказал: "С нее главы собрать и по сводам площадь выверстить наравне с той площадью, что у каменных хором". Алевизовскую надстройку разобрали, затем мастер Фёдор Тихонов возвел над этой площадкой, точно по продольной оси Теремного дворца, новый кирпичный пятиглавый храм во имя Сошествия Святого Духа [26]. На площадке у Теремного дворца в это время стояли аптекарская палата и богомольцевы хоромы. Одновременно разобрали выдававшийся северо-западный угол ее древнего подклета с Лазаревской церковью, выровняв его стены заподлицо с фасадами дворца [27].
К середине 1680-х годов главный фасад Теремного дворца приобрел черты симметричности и регулярности. Его центральный объём со ступенчатой пирамидальной композицией, поставленный на мощный арочный подклет дворца Ивана III, фланкировали с востока и запада самостоятельные объёмы Верхоспасского собора и церкви Рождества Богородицы с арочными галереями по второму ярусу. Впечатление регулярности усиливалось мерным ритмом оконных проёмов с повторяющимся рисунком наличников трёх верхних ярусов и горизонтальными линиями парапетов переходов. При этом дворец сохранил и нарядную живописность в асимметричных крыльцах, лестницах, рундуках и башенках.
На Заднем дворе к концу XVII в. сформировался большой комплекс жилых хором с домовыми церквями и хозяйственных построек Кормового и Хлебенного дворов. За церковью Рождества Богородицы, вдоль западной границы Заднего двора стоял корпус Оружейной палаты с Государевыми хоромами в северной части. По северной стороне — портомойные палаты, Куретные ворота со светлицами швей, каменный храм с домовыми церквями царевен. Внизу находилась Успенская, а над ней — Спаса Новая, 1674 г. [28] От них к церкви Екатерины шел ряд каменных хором с покоями царицы Марфы Матвеевны (вдовы Фёдора Алексеевича), палатами "больших царевен" — дочерей Михаила Фёдоровича, и "меньших" — дочерей Алексея Михайловича. Каменные покои меньших царевен "о трех житьях" построили в 1683 г.
В центре Заднего двора стоял длинный корпус деревянных хором Натальи Кирилловны и царевича Петра (1683 г.) с каменной церковью Петра и Павла (1684 г.).
Все эти три ряда построек примыкали к широкой площадке на каменных и деревянных столбах, устроенной с северной стороны царского дворца.
Под палатами Заднего двора находились многочисленные подклеты и ледники Кормового и Хлебенного дворов.
Красочное великолепие, которое к концу XVII в. приобрел Царский дворец, дополняли висячие сады с фруктовыми и декоративными деревьями. Один из них, с прудом и беседками, был устроен на плоской кровле южного корпуса Запасного дворца и назывался Верхним Набережным садом, в отличие от Нижнего Набережного сада, разбитого на террасе перед Столовой и Ответной палатами. Еще три висячих сада находились у жилых хором Заднего двора. В них высаживались фруктовые деревья — яблони, груши, сливы, вишни, грецкий орех и виноград: кусты смородины, крыжовника, шиповника; устраивались цветники и пруды. Беседки и столбы расписывались "аспидом". В клетках, затянутых сетками, сидели соловьи, канарейки, попугаи и перепёлки, особо любимые государями. Большой сад для Фёдора Алексеевича, деревянные хоромы которого находились на Верхоспасской площадке, был разбит на переходах перед Екатерининской церковью. Близкая по времени (1707 г.) гравюра П. Пикара запечатлела живописную панораму Кремлёвского дворца со стороны реки Москвы [29].
1. Забелин И.Е. История города Москвы... С. 612; Забелин И.Е. Домашний быт... С.79; Бартенев СП. Московский Кремль... Т.Н. С.288. Рис.325.
2. Забелин И.Е. Домашний быт... С.81; Бартенев СП. Московский Кремль... Т. II.C.314.
3. Дворцовые разряды... Т.1. СПб., 1850. С. 1154; Скворцов Н.А. Указ.соч. С.435.
4. Четвертое примечание пропущено в оригинальной публикации.
5. Проходной палатой назывались сени Золотой Царицыной палаты, позднее ее именуют Жилецкой.
6. Забелин И.Е. Домашний быт... С.82; Скворцов Н.А. Указ соч. С. 436.
7. Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1882. Кн.1. С.277-278; Скворцов Н.А. Указ.соч. С.436
8. Забелин И.Е. Домашний быт... С.82.
9. Скворцов Н.А. Указ. соч. С.436.
10. Там же.
11. Забелин И.Е. Домашний быт... С.83; Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади. М., 1982. С.335.
12. Забелин И.Е. Домашний быт... С.83; Скворцов Н.А. Указ.соч. С.436.
13. Забелин И.Е. Домашний быт... С.84; Скворцов Н.А. Указ. соч. С.436-437; Рихтер Ф.Ф. Памятники древнего русского зодчества... М., 1850, тетр. Ill, комментарий И.Е. Забелина. М.,1850. С.22. Рис. табл. XXIII-XXIV; Забелин И.Е. История города Москвы... Рис. на стр. 78; Тихомиров И.Я., Иванов В.Н. Указ.соч. Рис. на стр.136,137,140; Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади. М., 1982. Рис.22,23,29,37.
14. Забелин И.Е. Домашний быт... С.84; Скворцов Н.А. Указ. соч. С. 437.
15. Забелин И.Е. Домашний быт... С. 108; Забелин И.Е. Альбом старинных видов Московского Кремля. М.,1904. Рис. на табл. XVII; Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Указ. соч. Рис. на стр.158.
16. Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади. М., 1982. С.335.
17. Журнал Министерства народного просвещения. 1837. Ноябрь. С.337; Забелин И.Е. Домашний быт... С.85-86,170-171.
18. Там же. С. 89.
19. "Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, самодержца Всероссийского". Хранится в фондах Оружейной палаты ГИКМЗ "Московский Кремль".
20. Забелин И.Е. Домашний быт... С.85-86, 170-171.
21. Скворцов Н.А. Указ. соч. С.460.
22. Забелин И.Е. Домашний быт... С.91.
23. Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади. М., 1982. С.333,337.
24. Там же. С.331.
25. Скворцов Н.А. Указ. соч. С.438.
26. Забелин И.Е. Домашний быт... С.89.
27. Скворцов Н.А. Указ. соч. С.470-471.
28. Там же. С.437.
29. Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади. М., 1982. С.105-107.