Во время нашествия французов дворцовые постройки сильно пострадали: выгорела Грановитая палата, огнем был уничтожен первый этаж царского дворца. Архитекторы А. Н. Бакарев, И. Л. Мироновский, И. Т. Таманский и В. П. Стасов спешно восстановили дворец к приезду в Москву Александра I в августе 1816 года [1], но дворец оказался слишком мал. Новый проект с надстройкой третьего этажа В. П. Стасов разработал к концу 1816 г., а в сентябре 1817 г. все работы были завершены. Стены нового этажа сделали из вертикальных брёвен, а снаружи обложили кирпичом. Парадные залы затянули тканями. Главный фасад, обращенный к Москве-реке, украсили лепниной с воинской арматурой и барельефными изображениями побед. На фасаде сохранили сдвоенные колонки, унаследованные от фасада елизаветинского дворца, и "львовское" полуциркульное окно [2]. Возможно, в это время над галереей Верхоспасского собора появилась надстройка с прямоугольными окнами, показанная на акварели Ф. Бенуа "Вид Боярской площадки" [3] из собрания Музея истории города Москвы.
В 1836 г. началась реставрация древнего Теремного дворца, проводившаяся под руководством академика Ф. Г. Солнцева, архитекторов П.А. Герасимова и И.Л. Мироновского, позднее в ней принял участие Ф.Ф. Рихтер. Главной целью было "приведение наружности сего здания под один характер, от чего означенный Теремной дворец сделается в своем роде единственным и тем более превосходным, что не приметным образом и нимало не изменяя существующего здания, как будто легким подчерком исправления придастся сему дворцу настоящий первоначальный верный свой вид. Наружность сего здания <...> в течение столь древнего времени через частые исправления и переделки, кои как видно производились без вкуса и тщательности, почти совершенно утратила весь первоначальный свой характер и изредка только кой где разбросанные остатки окон, дверей и проч. подтверждают, как оно долженствовало быть первоначально, когда царской роскошью первостепенные художники Италии были призваны для сооружения сей царской обители. Чертежи 3,4 изображают фасады Теремного дворца уже под одним характером первобытного византийского своего вида <...> Кроме того, архитектор старался присоединить к сему проекту еще и полезное — устроить Чугунную лестницу, ведущую с нижнего этажа в так называемый Чугунный коридор, у церквей сделать коридор <...>. По наружному фасаду Теремного нижнего второго и третьего этажей приложить пилястры из кирпича с проборкою стен от 1 до 2 кирпичей... По нижнему этажу пробить вновь окна и заложить старые окна и полуциркульные пролеты. Окна и двери 2-го и 3-го этажей обделать из белого мячковского камня наличниками с сандриками с высечкою арабесок. Во втором этаже существующие кирпичные колонны с пьедесталами разобрать и сделать вновь из белого камня с высечкой арабесок и окраскою масляными красками. Разобрать существующие барьеры и сложить вновь из кирпича со вкладкою метопов и рам из белого камня с высечкою арабесок и окраскою колерами на масле <...>. Существующие карнизы разобрать и перетесать с добавлением нового камни. Фризы карнизов положить вновь из цветных изразцов с выпуклыми орнаментами. Сделать новые рамы с колодами, подоконными досками со вставкою стекол <...>. Существующий деревянный церковный коридор сломать и вместо оного сделать новый каменный со сводами. В барьеры вложить метопы с высечкою арабесок и рам около них... Оный барьер перекрыть лещадью. Сделать вновь карниз из белого камня с высечкою украшений и окраской. Старые стропила разобрать и сделать новые с обрешёткою и покрыть новым листовым железом... Оштукатурить внутри и снаружи. Внутри стены и своды расписать в древнем вкусе колером на масле. Разобрать существующие каменные портики до нильеров при лестнице ведущей с Боярской площадки к церквям и сделать вновь вместо них две башни из белого мячковского камня с вытеской карнизов и высечкой украшений по данным рисункам. Сделать под оными кирпичные своды и по оным покрыть мелкою чешуеобразною черепицею облитою зеленым глазурью. Верхнюю крышу теремов и башни при оной окрасить красным из киновари и белым из белил колерами на масле с огрунтовкою за два раза квадратами в шахматном порядке <...>. Для удобнейшего сообщения между 4-м и 5 этажами Теремного дворца пристроить к оному согласно предложения Вице-президента Московской Дворцовой конторы барона Боде башни с помещением в ней каменной лестницы<...>" [4].
На стенах палат XV-XVI вв. заложили древние окна и пробили новые, расположенные регулярно, которые украсили резными наличниками по рисунку наличника, взятого с гравюры Казакова. Резные наличники получили и окна палат XVIII в., пристроенных с западной стороны к третьему ярусу дворца. Рядом с Теремком над винтовой лестницей поставили шатёр. Кровлю над Теремком устроили заново с заменой стропил и обрешётки и расписали "в шахмат" белилами и киноварью. В 1838 г. в подклете церкви Рождества Богородицы восстановили древнюю церковь Воскрешения Лазаря [5]. В интерьере трёх верхних ярусов Теремного дворца на рёбрах сводов и распалубок сделали штукатурные гурты, заново сложили изразцовые печи. Все столярные заполнения окон дворца заменили новыми, выполненными из дуба. По рисункам Солнцева художник Т. А. Киселёв выполнил росписи, стилизуя древние.
Примечания
1.Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Указ.соч. С.210.
2. Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Указ.соч. С.215, рис.42; Бартенев СП. Большой Кремлевский дворец. Рис.8; Забелин И.Е. Альбом старинных видов Московскою Кремля. Рис. На табл. VIII—X, XIX.
3. Облик старой Москвы. XVII - начало XX в. Музей истории города Москвы. Альбом. Авторы-составители: Чёрный А.В., Музалевская Н.А., Пацаева И.А. и др. М.,1997. С.92.
4. РГАДА- Ф.1239. Он. 3. 4 . 6 0 . Д.29863, 29875.
5. РГИА. Ф. 472. Он. 16. Д.69.