Неправославные храмы в Смоленске и области

Облик Смоленска первой трети XVII в. позволяет представить подробный план, гравированный в 1634 г. Вильгельмом Гондиусом по рисункам Иоганна Плейтнера. Он довольно убедительно воспроизводит облик представительных костёлов: костёла бернардинов — с одной колокольней, с трансептом и с хором в виде высокой полукруглой апсиды; Сигизмундова костёла — с двухосно-симметричным крестообразным планом и крупным восьмигранником над средокрестием; костёла иезуитов — с массивной колокольней, гранёной апсидой хора и высокой четырёхгранной башней, увенчанной куполом, над пересечением нефа и трансепта.

О польском прошлом Велижа напоминал еще в начале XX в. барочный костёл Петра и Павла (1799). Одноэтажный храм с маковичной главкой на восточном конце конька выглядел с запада внушительно благодаря двум колокольням в три квадратных яруса, соединённым фигурным фронтоном на уровне верхних ярусов (с арками звона). Завершались колокольни высокими гранёными шлемами с равноконечной крестовиной в горизонтальной плоскости под вертикальным латинским крестом.

В период стилизаторской эклектики в Вязьме построили костёл. Его западный фасад, приподнятый над кровлей одноэтажного основного объёма, выходил на красную линию улицы. Крутые контрфорсы по флангам и тяжёлые скаты щипца были тёмными и выделялись на белом фоне стены, как и два высоких латинских креста, расположенных выше портала, от уровня его арочных пят. Тёмная дуга между латинскими крестами огибала светлый мальтийский крест на оси портала. Стык скатов щипца, опиравшихся на ступенчатую аркатуру, заменяла арочная эдикула, увенчанная высоким светлым крестом латинской формы.

Едва ли не самым гармоничным рославльским зданием периода эклектики был костёл. Высокий одноэтажный храм с лицевой кирпичной кладкой завершался крутой двускатной кровлей. Боковые стены были равномерно прорезаны высокими стрельчатыми окнами. На главном западном фасаде щипец над порталом с массивными полуколонками фланкируют многоугольные вертикальные щитки с греческим крестом в поле. Щитки и щипец но оси фасада завершались ажурными латинскими крестами.

Совсем непохожей на европейское зодчество оказалась хоральная синагога (1914) в центре Смоленска, на Кадетской (Коммунистической) улице. Проектировал здание архитектор Н.В. Запутряев, съездивший для этого в Палестину и придавший храму мавританские формы (в 1932 г. его перестроили в кинотеатр, а в войну он сильно пострадал от пожара и был восстановлен уже без восточной экзотики).